ЙОЛЬ - средневековый праздник зимнего солнцеворота, празднуется 19-21 декабря.

9d1845de404e7ad40e61585d5cb60c8f.jpg

Йоль (в разных языках Yule, Joel или Yuil) — средневековый праздник зимнего солнцеворота у скандинавских и германских народов, празднуется 21-22 декабря. Изначально языческий, праздник стал традиционным, и проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством. В настоящее время традиция почти утрачена.

Из всех празднеств «Йоль», несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei - «наездники Асгарда»), или же становятся вервольфами и прочими духами.

Также «Йоль» - дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы праздника сохранились и в христианском Рождестве - как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.

По традиции «Йоль» длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, - брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.

В древности у англосаксонских племен «Йоль» начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер «в кругу семьи».

Однако самая важная ночь праздника «Йоль» - это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь - ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…

Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) - то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался «днем судьбы» - все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь.

038c39009fb1eb370ccb16fd23a67012.jpg

Традиции

Йоль — Ночь Солнцестояния, самая длинная ночь в году. В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр.

Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики, яблок, и апельсинов, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки и апельсины представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.

По традиции, проводились пение рождественского гимна, благословление деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан.

Символика

Символика Йоля — йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечками, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай, рождественский кактус.

Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок… но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочека дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень — традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль.

66a904035424f202adf805b895324371.jpg

Светильник Йоля (нем. Julleuchter), еще иначе называемый Подсвечником Йоля или Лампой Йоля - это полая четырехстенная башенка, которая в Германии еще известна под названием Светильник-башня (нем. Turmleuchter).
Светильники украшены разделенными на четыре, шесть или восемь частей солнечными колесами, ромбами, скрещенными линиями.

Форму башни Герман Вирт связал с городскими башнями мифического благородного германского народа, который описан в "Хронике Ура Линды". В этих башнях горела Священная Лампа или Вечный Свет, который строго охранялся религиозными служительницами культа. Этот свет не мог быть погашен, а его угасание предвещало несчастья, катастрофы и упадок. Взошедший на вершину башни мог познать тайны мира. Магическое колесо духа напрямую связано с праздником Йоля, а идеограмма Юла (без круга) - с древнегерманской руной Хагал (Hagal), символизирующей взаимодействие всех сил в единой стабильности и вечное преобразование через смерть (природы, человека, Солнца).

Если говорить о символике огня, то сакральный образ пламени домашнего очага, огненного жертвенника или алтаря присутствует во всех уголках нашей планеты. Огонь воспринимался как выражение духа, жизни и божественного покровительства. В Литве, например, свято почитали Габию - огонь домашнего очага. Огонь воспринимали как частицу самого Солнца, а процесс зажжения или тушения сопровождался всяческими обрядами, заговорами, молитвами и другими традиционными действиями, о которых можно найти множество информации, потому на данном моменте останавливаться не будем. Символика огня Вечной памяти или символика почитания павших героев огнем, по всей видимости, тоже пришла к нам из далеких времен.

Символически образ башни также связан с образом священной Мировой горы в индоевропейской мифологии. В Индии это Меру, космологический центр Земли и Вселенной, вокруг которого вращаются небесные светила, а на нем живут могущественные боги. В одном из литературных древнеиндийских религиозных текстов существует описание, где говорится, что на горе Меру боги видят Солнце, которое днем движется по небу в сторону Севера, а ночью - в сторону Юга. Божественный день и божественная ночь - это как целый человеческий Год. Метафизическое понятие Меру имеет свои аналоги и в мифологии европейских народов (например, древнегреческий Олимп), но интересно то, что образ Мировой горы часто связан с Севером или северным направлением, а это уже дает нам повод ассоциировать символический образ Горы (Башни) с так называемой сакральной Осью жизни, Мировой Осью, axis mundi, Древом жизни в арийской космологии.

Древо жизни в европейской мифологии представляется как единство всех физических и метафизических уровней Вселенной. Так символически был воображаем Космос, или, как говорил средневековый монах Рудоль из Фулды, "всеподпирающая колона". Это скандинавский Игдрасиль, Ирминсуль древних саксов, балтское Древо жизни или Древо Бытия, крона которого поднимается в сферу небесных богов, а корни опускаются в загадочные темные недра. Это как довольно упрощенная, графически изображенная вертикаль: Север-Юг или Верх-Низ, говорящая нам о мировом единстве в полярной двойственности, в котором соединяется, переплетается и разъединяется то, что внутри, и то, что снаружи, лед и огонь, дух и материя. Это символически выраженное Всё (das al).

Руна Хагал

Не менее интересны трактовки изображенных на Светильнике Йоля символов. Упомянутая выше руна Хагал символизирует не только мир, но и переводится как "снег", "град". Абсолютно все снежинки подобны шестилучевому образу Хагал. Однако в средневековой англосаксонской рунической поэме упоминается не только разрушительный аспект града, но и превращение его через таяние в жизнь порождающую воду. Т.е., в некую генерирующую силу, которая оживляет Сердце Земли (мотив сердца на Светильнике Йоля) для новой жизни и для нового рождения. Такую символику можно интерпретировать и несколько иначе -в контексте германской мифологии рождения мира, когда Хагал (лёд, снег) в вечной борьбе с огнем (символ сердца) расшатывает или создает силу, ответственную за вечное космическое обновление и преобразование.

Некоторые германские рунологи конца ХIХ-го - начала XX-го столетия узрели в символе Хагал соединение двух рун - руны Жизни (Leben rune) и руны Смерти (Toten rune), что составляет единый знак Wendehorn, символизирующий взаимосвязь противоположностей и всех возможных физических и метафизических сил в единстве бесконечного мира.

b9e82f42542d0d279021c258c16e7321.jpg 3e8468d01d3a1d0abc15bf54e6dbadad.jpg

Сказки Йоля

Сказка о светлолицей принцессе, которую заколдовала злая старуха и заперла в высокую башню, где принцесса спит вечным сном. Но молодой герой забирается в башню, оживляет девушку своим поцелуем, после чего весь мир начинает радоваться новым светом и счастьем влюбленных.

Зная контекст не тяжело понять, что принцесса - это Солнце (германская солнечная богиня Суна), темная башня (или склеп, гроб) -это потаенная основа, бессознательное, невидимый мир мудрости (что символизирует основание Светильника Йоля), смерть. Сон принцессы - это состояние Солнца в самой нижней точке Года, юный герой - это вечный Всеотец (Alfater, Wralda) или божественный его посланник, а поцелуй и любовь - это та активная всепробуждающая, всеизменяющая, преображающая Космос сила творения. Принцесса поднимается из своей символической "неволи" (внутренний свет в Светильнике) и начинает сиять всему миру (пламя на Светильнике).
Похожий мотив встречается в сказке о златовласой принцессе, которая была также заперта в башне и также ждет своего спасителя, или в сказке об обреченной на вечный сон, и спящей в стеклянном гробу Белоснежке. В других сказках вместо гроба или башни присутствует мотив блуждания по темному лесу, а выход из него символически сопоставим с победой добра над злом.

В скандинавской мифологии существует повествование о боге весны, радости, света и преображения Бальдре, который мучается в подземном Царстве Смерти. И хотя Бальдр напрямую не связан с Солнцем, но в древнем пророчестве сказано, что он вернется в новый мир после гибели старого, принося с собой новый порядок, преображение, радость и жизнь.

d5977191a90342f6c6d78d27f75c435d.jpg

Традиции Йоля

В «ночь матери» Перхта рождает молодого бога света Фрейра, и в ту же ночь он начинает борьбу со старым королем. В течение 12 дней и ночей, символизирующих 12 месяцев года, идет Эта борьба, и когда наконец Фрейр побеждает, наступает светлая половина года.

Многие традиции Йоля связаны с культом плодородия. В эти дни накрывают обильный стол, где присутствует много ритуальной пищи, которую едят сами и оставляют в жертву душам предков и богам. Это хлеб, печенье, горох, бобы, икра и мак, но центральное место занимает свинина — в честь священного вепря Фрейра. Правда, в Исландии его место занял баран, но принципы обильной праздничной трапезы это никак не нарушает. Все остатки жертвенной пищи кладут под плодовые деревья, как залог будущего богатого урожая.

Как и многие праздники, Йоль связан со светом и огнем. В эти дни поджигали колеса, обернутые сеном, и спускали с холмов в долины. От этих же колес поджигали козлов из сена, символизирующих бога Тора. Огненные колеса, обильные трапезы, гадание в праздничные дни — все эти традиции в той или иной форме присутствуют и у славянских народов.

Еще одной йольской традицией стало заканчивать все начатое до самой длинной ночи в году. К вечеру все домашние дела должны быть завершены, дом украшен и прибран, а йольский венок из еловых веток должен стоять на почетном месте в «сердце дома». Этим же вечером вся семья должна отправиться в баню или сауну, чтобы перед великим праздником предстать чистыми и душой, и телом.

К празднику должны были быть закончены не только повседневные дела, но и сезонные работы. В Исландии, где основу хозяйства составляли овцы, к Йолю должна была быть обработана и спрядена вся шерсть. Завершенность процесса контролировал йольский кот - это существо приходило в дома и проверяло, у кого нет новой шерстяной одежки. Традиционно, те, кто уже завершил работу, мог купить себе обнову, и лишь лентяи и недотепы не могли себе этого позволить. Таких нерадивых кот наказывал: в лучшем случае они оставались без праздничного угощения, а в худшем могли сами попасть на праздничный стол. По некоторым поверьям, кот мог даже украсть ребенка, которому родители не потрудились купить новую одежду.

В Финляндии и Норвегии сходные функции выполняет йольский козел. Он ходил по домам и проверял, все ли работы по дому сделаны, чисто ли в доме, приготовлены ли положенные кушанья. Чтобы его задобрить, хозяйки оставляли специальное угощение — шанежки и варенье из морошки. Сходные традиции есть и у других народов. У славян во время Коляд, приходящихся на этот же период, ряженые заходили в дома и смотрели, допрядена ли кудель у хозяйки и сколько мотовил пряжи уже готово.

Другой важной традицией Йоля является украшение вечнозеленого дерева. Так что, сами того не подозревая, мы все празднуем этот праздник — ведь в каждом доме в это время появляется зеленая елка, украшенная огнями и плодами.

Ель издавна является символом плодородия, жизни и здоровья, она же — символ мирового древа, Иггдрасиль, которое щедро делится с нами своими дарами. Игрушки в форме плодов или просто шаров, а также настоящие яблоки, орехи, печенье и конфеты — символы даров мирового дерева, и одновременно жертвы, посвященные культу плодородия (древние скандинавы развешивали жертвенную пищу и другие дары на деревьях). Огни же, которые горят на елках в эти праздничные дни, символизируют свет солнца.

Подарки, которые кладут под елку, также имеют ритуальное значение — с одной стороны, это подношение предкам и эльфам от ныне живущих, а с другой — символ подарков семье от этих существ. Именно так дети и воспринимают их, когда утром обнаруживают под елкой разноцветные коробки и шуршащие пакеты с игрушками и лакомствами.

Еловый венок, который все чаще можно увидеть и у нас, а не только в европейских домах, — один из самых глобальных символов. Четыре свечи в нем — это символы четырех времен года и четыре недели лунного цикла перед Йолем. Чем-то этот венок напоминает похоронный, и, если вдуматься, то это недалеко от истины. Форма круга обозначает слияние конца и начала года, гибель и обновление, вечный круговорот в природе, принцип рождения жизни из смерти, или же порядка, появляющегося из хаоса.

2272625a26cff79303150be9bfb73959.jpg

В это время можно стать свидетелем такого события, как Asgardreid, или Дикой Охоты. С ночного неба слышится лай псов и стук копыт. Один выезжает на охоту из врат Асгарда со свитой бессмертных воинов. Призрачные воины-эйнхерии (einheriar) есть души павших в битвах героев, которые пируют и сражаются друг с другом в чертогах Вальхаллы, пока не обретут новое воплощение в земном мире. Когда они сопровождают Одина в Дикой охоте, их называют Asgardsrei или Oskorei.Это явление называют также Wildes Haer (Дикая Армия), Wuotanes Haer (армия Вотана), Odens Jakt (Охота Одина), Jolareidi (Рейд Йоля) и т. д. Опасным делом было общаться неучтиво с ночными охотниками. В старой легенде говорится, что один не в меру веселый крестьянин крикнул Одину: "Привези мне чего-нибудь со своей охоты!" Молча ускакал всадник, но позже вернулся, ударом распахнул дверь и кинул внутрь мертвого ребенка.
Существует другая версия легенды, согласно которой всадник кинул крестьянину тушу с седла и когда тот взял ее, то обнаружил своего мертвого сына. Говорят, что в это время рождается много мертвых детей. В это время можно было перехитрить Asgardsrei или самого Одина. Иногда всадник затевал соревнование по перетягиванию с людьми. Человек быстро обматывал свой конец веревки вокруг дерева и призрак не мог победить. Когда он говорил: "Ты привязал ее к дереву!", следовало быстро отвязать ее и сказать: "Нет, я этого не делал". Так можно было перехитрить самого Одина, который удалялся, уверенный в своем поражении.
Также Asgardsrei называли особые группы воинов, посвятивших свои жизни Одину. Их называли бессмертными, и время посвящения в армию Асгарда наставало в морозные ночи Йоля. По своей сути инициирующий обряд был подобен истязанию, которому подверг себя Один, пригвоздившись к стволу Мирового Дерева. Инициируемый пригвождался к дереву и находился на узкой грани между смертью и жизнью, когда на него снисходило Откровение и познания "той стороны". Также он познавал тайные свойства рун. Прошедшие этот обряд были мертвы, но еще живы. Воители Oskorei были или берсерками, или ульвхеднами. Берсерки одевались в медвежьи шкуры, а ульвхедны в волчьи. Oskorei нападали на врагов в темную, штормовую ночь, раскрашенные наводящей ужас боевой раскраской с черными щитами, украшенными рисунком мертвой головы. Полумертвецы, полуживотные, от них происходят многие легенды о оборотнях, и на самом деле эти воины были искушенными в колдовстве. Они исповедовали свой религиозный культ, культ войны и ярости со своими жестокими обрядами. В бою они теряли страх и рычали как животные, охваченные священным безумием. Свои ритуалы они проводили под полной Луной. Много тайн хранит Север, и души беспощадных бойцов ждут свои жертвы под сводами черных лесов.

b67e7d963c92fe712860e359ca6a04f5.jpg

Долгий мрак и стужа - Святки,
Ночь-солнцеворот.
Звёзды, заигравшись в прятки,
Прыгают на лёд,
Капли чистого свеченья
Сеет звездопад.
От миндального печенья -
Сдобный аромат.
Пахнет мёдом и корицей
Красное вино,
Снег под окнами искрится
Блёсткой пеленой.
Под котлом в камине пляшет
Юркий огонёк.
Добрый эль в старинных чашах,
С кроликом пирог,
Ветви падуба и ели
В пурпурной тафте,
В золотистой канители -
Вдоль карнизов стен.
Шум весёлого застолья
И костры в саду...
Древние обряды Йоля
Помнят и блюдут,
Чтобы ясное светило
Не смогло уснуть,
Не забыв, поворотило
На весенний путь.

Автор стихотворения © Смирнова Екатерина

источник

CURRENT MOON
Марина Лондон на сервере Проза.ру

"ТОВАР", КОТОРЫЙ Я МОГУ ПРЕДЛОЖИТЬ

Choose Your Language

КОНТАКТЫ

Адрес: Bruttelen, Switzerland

Skype: m126smlaks (при запросе на добавление контакта дайте ссылку на этот сайт)

Электронная почта: marinalondon126@gmail.com

Seo анализ сайта
LightRay
LightRay
Рейтинг@Mail.ru
free counters
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Молитва undefined (часовня)
Protected by Copyscape Plagiarism Scanner

© Владелец сайта MARINA LONDON