ЗАГАДОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - 7.

РУСАЛКИ И ЕДИНОРОГИ

РУСАЛКИ И ЕДИНОРОГИ

В мировом фольклоре существует множество историй о полуженщинах-полурыбах, обольстительных обитательницах морских пучин. Истоки этих легенд восходят к Древнему Вавилону. Почему они сохранились и по сей день? Может быть, правы современные психологи, утверждающие, что этот образ символизирует сексуальное желание, ведущее к саморазрушению? В наши дни люди, как правило, отрицают существование русалок, так же как и единорогов. Эти мифические существа, с телом лошади или другого животного, но обязательно с одним единственным рогом, часто упоминаются в сказках и преданиях. Только ли благодаря человеческой фантазии вошли они в фольклор?

Теплым летним днем 1890 года учитель Уильям Монро прогуливался по пляжу в шотландском графстве Кэйтнесс. Внезапно на камне, выступавшем из моря, он заметил существо, похожее на сидящую обнаженную женщину. Если бы Монро не знал о том, что заплывать за камень крайне опасно, то у него не возникло бы никаких сомнений в том, что он наблюдает за женщиной. Но что-то было во всем этом странное, и он начал присматриваться. Нижняя часть тела была под водой, но Монро видел обнаженные руки, расчесывающие длинные, блестящие каштановые волосы. Через несколько минут существо соскользнуло с камня в моpe и скрылось из вида.

После долгих внутренних колебаний спустя 12 лет Монро послав заметку в лондонскую "Таймс". В письме он очень осторожно и сухо описал это создание. "Голова была покрыта волосами выше указанного цвета (каштановые), слегка темнее на макушке, лоб выпуклый, лицо пухлое, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие; зубы я разглядеть не мог, поскольку рот был закрыт; груди и живот, руки и пальцы того же самого размера, что и у взрослого представителя человеческой расы; то, как это существо использовало свои пальцы (при расчесывании), не предполагает наличие перепонок, но насчет этого я не уверен".

Монро сказал, что хотя другие, заслуживающие доверия люди утверждали, что видели это существо, он им не верил, пока не увидел его самостоятельно. И, увидев, убедился в том, что это существо было русалкой. Он выражал надежду, что его письмо может помочь подтверждению "существования феномена, до сих пор почти не известного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что неспособен постичь..."

Из этого вполне логичного письма следует, что вера в русалок не была прерогативой матросов, сходящих с ума от скуки и воздержания в длительных океанских путешествиях. Фактически русалки, как и драконы, - символ почти универсальный. Упоминания о них можно встретить в фольклоре всех стран мира, и если в стране нет моря, ее домом становятся река или озеро. Похоже, что, как и в случае с драконом, возникновение русалки связано с символическим выражением некоторой внутренней потребности мужчин.

Недостижимая соблазнительница, сексуальная и сладострастная, и в то же время холодная и неуловимая... Ее вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения завлекают в ловушку беспомощных моряков. В интерпретации современных психологов она является символом смешения сексуального влечения и смерти, желания мужчины полностью забыться, даже зная, что это означает самоуничтожение.

За легендами о русалках скрывается целая серия романтических мечтаний и стремление к идеалу - к женщине недоступной, непохожей на простых смертных. На том самом месте, где с Монро произошла эта "поразительная история", ранее случались еще более удивительные происшествия. Местные предания гласят, что однажды русалка подарила некоему юноше золото, серебро и алмазы, собранные ею на затонувшем корабле. Он принял подарки, но некоторые драгоценности отдал своей любимой девушке. Но, что еще хуже, он не встретился с русалкой обещанное число раз, чем вызвал ее ревность и гнев. Однажды она подплыла к его лодке и направила ее к ближайшей пещере, сказав, что там находятся все когда-либо потерянные в этом заливе сокровища. В это мгновение юноша уснул.

Проснувшись, он обнаружил, что прикован к камню золотыми цепями так, что мог дойти только до груды алмазов у входа в пещеру. И хотя теперь он обладал сокровищами и русалкой, выполнявшей его желани при этом он оставался пленником. Он оказался в ловушке благодаря собственной жадности.

Хорошо известно, что русалки жестоко мстят, будучи обманутыми или как-то обиженными. Источником этих представлений о русалках, возможно, являются сексуальные фантазии мужчин о непокорном создании, помешанном на исполнении только собственных желаний. Согласно некоторым легендам, русалка - это падший ангел, пищей которой служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой она завлекает моряков в свои сети. (И здесь этот образ смешивается с сиреной.) Если же, что бывает довольно редко, такой способ привлечения не срабатывает, она полагается на уникальный запах своего тела, которому не может противиться ни один мужчина. Поймав и усыпив свою жертву, она раздирает на кусочки острыми зелеными зубами.

Согласно менее жестокой легенде, русалки и тритоны жили в подводном царстве, среди множества сокровищ. Свои жертвы они забирали себе. Поэтому моряки считают русалку плохой приметой. Это означав что увидевший ее вскоре утонет в море.

Похоже, корни легенд о русалках восходят к могущественным вавилонским божествам, связанным с солнцем и луной. У бога солнца было тело человека, его венец был сделан из головы рыбы, а мантия - из рыбьей чешуи. Постепенно его вытеснил бог Эа, уже полурыба-получеловек, и можно предположить, что возникновение мифов о тритонах связано именно с ним. Богиня луны Атаргартис, полуженщина-полуры6а, была предшественницей русалок. Вавилоняне верили, что когда солнце и луна заканчивают свое ежедневное путешествие по небесному своду, они погружаются в море. И им казалось естественным, что боги солнца луны должны иметь подходящие тела для жизни как под водой, так и вне её. Необычные тела этих богов - соединение человека и рыбы, и способность погружаться в неизведанные океанские пучины - добавляли им таинственности. Русалки унаследовали эти качества. Может быть, зеркало, с которым их часто изображают, символизирует луну, влияющую на приливы и тем самым увеличивающую власть русалок. Видимо, связь с этими богами, наделенными в дохристианское время исключительны могуществом, увеличивала веру людей в легенды о русалках.

Другие прямые предшественники русалок - тритоны в греческо мифологии. Тритоны могли вызывать штиль или шторм, а их тела, как и русалок, состояли из двух частей - одна принадлежит человеку, другая - рыбе. Хотя сирены в греческой мифологии были полуженщинами-полуптицами, они, подобно русалкам, чудесным пением заманивали людей себе. Когда греческий герой Одиссей пытался миновать их, он заткну уши своим морякам воском, а себя привязал к мачте, чтобы не полдатьс искушению их пения.

Индийские речные нимфы имели человеческий облик, но многое объединяло их с русалками. Они искусно играли на лютне и, конечно, были необычайно красивы и соблазнительны. Непостоянные и ищущие всё новых побед, они никогда не мстили мужчинам и стремились приносить радость.

С установлением христианства в легендах о русалках появилась новая тема: они описывались как существа, страстно желающие получить душу. Христиане считали, что русалка может обрести душу, только пообещав оставить море и мечты вернуться туда когда-либо, и поселиться на суше. Это приводило русалку к жестокому внутреннему конфликту, так как для существа, являющегося человеком только наполовину, такая жизнь невозможна.

Известна трогательная и печальная история, датированная VI веком, о русалке, ежедневно навещавшей монаха из святого братства Ионы на маленьком островке недалеко от Шотландии. Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы придать ей сил оставить море. И хотя русалка страстно полюбила монаха и очень хотела иметь душу, она была не в силах предать море. И, в конце концов, горько плача, она покинула остров навсегда. Говорят, что пролитые ею слезы превратились в гальку, и до сих пор серо-зеленые камешки на побережье Ионы называют "слезами русалки".

Тюленей с их гладким телом и некоторыми чертами поведения, напоминающими человеческие, довольно долго связывали с русалками. Многие ученые считают, что истории о русалках основаны на впечатлениях от мимолетных встреч с тюленями. В легендах о русалках тюлень обычно фигурирует как их неизменный спутник. Существует история о том, как однажды рыбак оглушил и освежевал тюленя, а потом бросил его, еще живого, назад в море. Пожалев животное, русалка отправилась на поиски кожи. Но ее поймал товарищ того рыбака, и она умерла от слишком долгого пребывания на воздухе. И после этого, в благодарность за ее храбрость, тюлени всегда стали сопровождать русалок.

Эти два создания - русалки и морские нимфы - имеют много общего, и поэтому во многих легендах совершенно невозможно понять, о ком идёт речь. И те, и другие любят петь и танцевать и обладают даром пророчества. Существуют истории о том, как морские нимфы и pycaлки, полюбив человека, долгие годы жили на берегу. Многие считали, что у каждой русалки есть корона, без которой она не может вернуться в море, и если мужчине удастся украсть ее и спрятать, то он может жениться русалке; но если она когда-нибудь найдет свою корону, то тут же исчезнет с ней в волнах. Точно так же мужчина может взять в жены морскую нимфу, но для этого он должен выкрасть и спрятать ее вторую, "тюленью", кожу. По этому поводу существует множество легенд. Ниже следующее старинное предание шотландских горцев - одно из многих. Мужчина страстно полюбил прекрасную морскую нимфу, выкрал эту кожу и тщательно спрятал. Затем они поженились, у них появились дети, и жили очень счастливо. Но однажды один из сыновей нашел спрятанную кожу и показал ее матери. Ни секунды не раздумывая, она надела её радостно бросилась в море, навсегда покинув своих детей.

Однако наиболее популярными истории о русалках были среди моряков. Ранее скептически настроенный Христофор Колумб отметил во время своего первого путешествия, что видел трех резвящихся в море русалок вдали от побережья Гвианы. На протяжении долгих месяцев морских путешествий моряки страдали от скуки и половой неудовлетворенности и, может быть, поэтому видели русалок регулярно. Возможно, именно благодаря сексуальным фантазиям морские млекопитающие, такие, как грациозные тюлени или даже нелепые дюгони и морские котики, начин ли казаться им прекрасными полуженщинами? Кто знает?

Знаменитый английский путешественник Генри Гудзон описывал свою встречу с русалкой как заурядный случай. В его дневнике за 15 июня 1625 года встречается следующая запись: "Один из команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Вверх от пупка ее грудь и спина были как у женщины... очень белая кожа и спадающие вниз черные волосы. Когда она нырнула, они увидели ее хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещрённый пятнышками, как у макрели". В России русалки были "высокими бледными и печальными"; о них писали и в Таиланде, и в Шотландии. Там, в мае 1658 года в устье реки Ди были замечены русалки, и "Абердинский альманах" обещал путешественникам, что они "обязательно увидят прелестную стайку русалок, изумительно красивых созданий".

Поскольку слухи о русалках множились, начали появляться неизбежные в таких случаях подделки. Обычно их изготовляли, соединяя верхнюю часть обезьяны с рыбьим хвостом. Одна из них, возможно, изготовленная в XVII веке, была показана на выставке подделок, проведенной Британским музеем в Лондоне в 1961 году. Большинство из этих так называемых русалок были необычайно уродливы, однако вызывали неизменный интерес.

В одном издании 1717 года есть изображение предположительно подлинной русалки. Подпись: "Похожее на сирену чудовище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину 1,5 метра, телосложением похоже на угря. Прожило на суше 4 дня и семь часов в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мышиный писк. Предложенных моллюсков, крабов и морских раков есть не стало..."

Русалками заинтересовался даже Петр 1. Он обратился к датскому колониальному священнику Франсуа Валентину, писавшему на эту тему. Последний мог добавить немногое, но описал еще одну русалку из Амбойны. Ее видели более 50 свидетелей, когда она резвилась вместе со своим приятелем. Священник был убежден в правдивости рассказов о русалках. "Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, - писал он, - то, в частности, эти. То, что некоторые в них не верят, ничего не значит; всегда найдутся люди, отрицающие существование таких городов, как Константинополь, Рим, Каир, только потому, что им не пришлось их увидеть".

Хотя предполагалось, что русалки жестоки и развратны, моряки были уверены в их нежности и непорочности. Стремление поймать русалку и, возможно, оставить себе для разного рода забав было так велико, что матросам повсюду виделись героини их эротических грез. Один автор както заметил: "То, что человеческая фантазия из океанских пучин породила этих прекрасных, загадочных и опасных морских богинь, должно было, безусловно, отвечать каким-то основным человеческим потребностям".

Почти везде в Европе в средние века соборы и церкви украшали выточенные из камня или вырезанные из дерева русалки. Но, начиная с середины более просвещенного XIX века, вера в них ослабела. Когда пароходы заменили парусные суда, и морские путешествия стали значительно короче, моряки все реже стали рассказывать о том, что их соблазняли, обольщали или дразнили сирены. Однако русалки не были полностью забыты. В 1900 году на севере Шотландии землевладелец Алексавдер Ганн снова встретил одну из них. Когда он вместе со своей собакой пыталс спасти застрявшую в расщелине овцу, то, подняв голову, встретился взглядом с облокотившейся на соседний риф русалкой. У нее были волнистые золотисто-рыжие волосы, зеленые глаза и изогнутые дугой брови. Она был необычайно хороша. Трудно сказать, кто был поражен больше - он, русалка или собака. Однако первой дала выход своим чувствам собака. Скуля и поджав хвост, она бросилась за спину фермера. Ганн видел, что русалка испугана, но все же больше разгневана. Позднее он сказал своему другу: "То, что я видел, - правда. Я действительно встретил русалку".

Через 50 лет, прогуливаясь в том же месте, две девочки наткнулись на русалку, оставленную на мели отливом. По описанию она походила на ту, что встретилась Ганну. Вскоре после этого, в совершенно иной части света, к достаточно скудному перечню встреч с русалками в XX веке была добавлена ещё одна. Это случилось 3 января 1957 года, когда путешественник Эрик де Бишоп плыл на своей модели реконструированного древнего полинезийского плота из Таити в Чили. В книге "Таити-Нуи" опубликованной через два года, он рассказывает, что внезапно вахтенный повел себя очень странно. Матрос начал доказывать всем, что видел непонятное существо, выпрыгнувшее из воды на палубу. Балансируя на хвосте, это существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, остановилось прямо перед ним. Прикоснувшись к незваному гостю, моряк получил в ответ такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. Так как на руках моряка была сверкающая рыбья чешуя, де Бишоп не усомнился в правдивости этой истории - встреча с русалкой действительно произошла. В 1961 году, через четыре года, туристская фирма острова Мэн устроила "неделю рыбной ловли" и предложила приз тому, кто поймает живую русалку в Ирландском море. Сразу же появилось несколько сообщений о рыжеволосых нимфах, резвящихся в волнах. Несмотря на это, никто не был пойман. Ирландские русалки оказались столь же неуловимы, как и их сестры в прошлом.

Конечно, сейчас очень немногие люди могут искренне сказать, что они действительно верят в существование русалок. Тем не менее, русалки обрели некую псевдореальность. Легенды о них настолько распространены и завораживают, что русалки, как и драконы - порождения человеческого подсознания, - превратились в символ. То же случилось и с единорогом.

Это мифическое существо, в принципе, может быть любым животным, но обязательно должно обладать единственным длинным рогом. Как и в случае с драконами, облик и поведение единорога варьируется в зависимости от местности, в которой сложена легенда. Иногда он похож одновременно на нескольких животных, или может быть каким-то совсем не определенным зверем - лошадью, козой или даже змеей. На 3aпаде его описывают диким животным, любящим одиночество. Считается, его невозможно приручить. В Китае это мирное и ласковое существо, приносящее удачу. Как и другие мифические существа, единорог символизирует множество явлений и понятий. Единственный рог является символом мужского начала и королевской власти, в некоторых случаях это символ чистоты. Обладая рогом и женским телом, единорог сочетает черты обоих полов. С китайского его название "ки-линь" переводится как "мужской-женский". Соединение в одном существе противостоящих друг другу мужского и женского начал указывает на то, что единорог являлся символом примирения и других противоположностей. Идея о гармонии противостоящих друг другу сил была важной частью мировосприятия древних магов и алхимиков, поэтому в истории магии единорог играет важную роль.

Впервые на Западе единорог был упомянут в книге про Индию греческим историком Ктесием в 398 году до н. э. Вот часть описания: "В Индии встречается разновидность диких ослов размером с лошадь и даже больше. Тело белое, глаза темно-голубые, голова -темно-рыжая. Изо лба торчит рог, примерно метр в длину". Похоже, что Ктесий основывался на догадках и рассказах путешественников. В данном случае единорог - смесь носорога, какой-то антилопы и дикого осла. В книге также говорится, что рог на конце заострен, у основания он белого цвета, в середине - черного и оканчивается пурпурным. Возможно, Ктесий просто видел сосуд, раскрашенный таким образом и сделанный из рога, поскольку индийские правители обычно пили из подобных рогов. Он также писал, что рог является отличным противоядием и пьющие из рога защищены от судорог и отравления. До начала нового времени люди верили в это свойство рога. Богатые и властьимущие платили бешеные деньги за сосуды, предположительно сделанные из рога единорога.

Аптекари часто говорили, что в их арсенале лечебных снадобий имеется рог единорога. Порой ему приписывали способность воскрешать из мертвых. Даже в XVII и XVIII веках аликорн - порошок, сделанный из рога единорога, был включен в список лекарств, выпускаемых Английским королевским физическим обществом. Безумная стоимость этого лекарства вошла во многие поговорки. Аптекари объясняли высокие цены тем, что единороги живут в Индии и порошок необходимо везти оттуда.

В 1641 году французский маркиз писал, что проездом в Лондоне на выставке в Тауэре видел рог единорога. Это была собственность королевы Елизаветы 1, стоившая приблизительно 40 000 фунтов стерлингов. Маркиз захотел проверить подлинность рога. Для этого необходимо было обернуть его в шелк и положить в огонь. Если рог настоящий, - утверждал маркиз, - то шелк не сгорит. По счастью, присутствие стражи не позволило маркизу осуществить этот эксперимент.

Очищающие свойства рога описаны в известной средневековой легенде. Множество животных в сумерки собираются у пруда. Но вода равлена, и они не могут ее пить. Вскоре приходит единорог, он погр рог в воду, и яд исчезает. В христианской интерпретации рог символиз; рует крест, а вода - мирские грехи.

Ещё одна известная и символическая средневековая легенда - о том, как охотятся на единорогов. Единорог - это дикое существо, размером с козла. Он слишком проворен и быстр для охотника. Его может поймать только юная девственница, одиноко сидящая в лесу под деревом. Влекомый ароматом целомудрия, единорог приближается и кладет голову к ней на колени. Девственница нежно поглаживает его рог, пока единорог не заснет. Тогда она отрубает рог и зовет охотников с собаками. Сексуальная символика этой истории прозрачна и часто обыгрывается в эротической культуре. Однако существует и христианская трактовка этой легенды. Девственница - Дева Мария, единорог - Христос, а рог символизирует единство Отца и Сына. Христос приносится в жертву для спасения грешного мира.

Некоторые естествоиспытатели считали, что единорога можно вывести искусственно. И в марте 1933 года это случилось. Американский биолог доктор Франклин Дав прооперировал в университете штата Mэн однодневного айрширского теленка. Он трансплантировал в фронтальную часть зародыши рогов теленка друг над другом, предполагая, что в процессе роста они объединятся в один рог, как у единорога. В результате этого успешного эксперимента появился однорогий бык. Он не был похож на средневековые описания единорогов, которые усилиями придворных литераторов приобрели тонкость и изящество прекрасных скакунов. Но его поведение отличалось от поведения обычных быков. Может быть, когда-то раньше люди, такие как Франклин Дав, вывели подобное существо, обладающее свойствами, отличающими его от двурогого собрата? И, возможно, именно эти существа послужили источником для возникновения первых легенд? Или все было гораздо прозаичнее и прообразом единорога был обыкновенный носорог - индийский или африканский? А может быть, все же единорог, мистическое и магическое существо, - продукт исключительно человеческого воображения?

ГОВОРЯЩИЕ ЖИВОТНЫЕ

ГОВОРЯЩИЕ ЖИВОТНЫЕ

Многие наверняка слышали, как говорят попугаи. Намного меньше тех, кто слышал речь ворон или скворцов. А уж таких, кто имеет опыт словесного общения с собакой, котом, слоном, дельфином, - считанные единицы. Более того, наверняка для очень многих последнее утверждение – просто чепуха. Лучше не настаивать – сочтут странным.

Между тем в Москве живет ученый, на протяжении многих лет серьезно исследующий проблему говорящих животных. Александр Петрович Дубров – биофизик, доктор биологических наук, действительный член Нью-Йоркской и многих других академий наук, автор сотен научных статей и десятков книг (среди которых бестселлер 70-х годов – монография «Парапсихология и современное естествознание», написанная в соавторстве с психологом, профессором Вениаминои Ноевичем Пушкиным и изданная на восьми языках). Одним словом, человек, как следует из опубликованных им работ, вменяемый, пионер таких научных направлений, как гелиомагнитобиология, биосимметрия, зоо- и фитопсихология… Один из создателей Института общей генетики РАН, профессор Дубров известен во многих странах мира, куда его часто приглашают на научные конференции. Короче, ему можно доверять. В том числе такому его непривычному утверждению, что некоторые животные способны разговаривать по-человечьи.

- Александр Петрович, ваша вышедшая недавно книга «Говорящие животные» не из числа ли весьма популярной в 70-е годы книги «Физики шутят»?

- При всех многочисленных забавных историях и даже анекдотах, рассказанных в ней, она совершенно серьезна. Вы можете верить или не верить приведенным в ней фактам. Но вряд ли заподозрите автора в розыгрыше. Хотя бы потому, что я ссылаюсь на многочисленные работы зооэтологов, зоопсихологов, биолингвистов, список использованной мною литературы – больше двухсот источников. Так не шутят. Вернее, если шутят, то не так.

- Ну, не скажите. Есть ведь такой прием: создать максимальную видимость правды, вызвать полное доверие собеседника, в том числе множеством ссылок и наукообразных заморочек, чтобы потом веселей было посмеяться над одураченным.

- Все-таки я ученый. Исследование проблемы говорения животных – моя последняя научная тема, одна из самых, должен сказать, трудных. Именно из-за всеобщего недоверия к фактам, а также из-за сложности проверки их достоверности. Но наука, как говорил академик В.Парин, дышит кислородом фактов. Пусть отдельные вызывают сомнения, но набралось так много наблюдений и сообщений о говорящих животных, что количество просто обязано когда-то перейти в качество.

- Так ведь смотря что считать фактом… Скажем, золотая рыбка спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Это как – факт?

- Факт того, что художественный образ отражает одну из реальностей жизни. Так же, как утверждение, что царь Соломон, повернув на пальце кольцо, мог разговаривать с животными на их языке.

- Ну, и все факты столь же убедительны?

- Ваша ирония вполне объяснима: вам просто не случалось лично участвовать в речевой коммуникации с животным. Но неужели вы ни разу не наблюдали осмысленного поведения животного, которое можно было сравнить с нашим?

- Отчего же, в нашей семье жил котенок, который обожал вечером, когда мои сыновья засыпали, забираться к ним в постель, ложиться между ними, класть лапки поверх одеяла и притворяться спящим.

- Вот видите, вы сами привели пример того, как котенок играет. Причем в игре проявляет поистине человеческое чувство юмора.

- Но, вынужден вас разочаровать, юмор его был бессловесным.

- Естественно. Потому что говорящий кот – куда большая редкость, чем человек, читающий с завязанными глазами. Однако и то, и другое – феномены, то есть явления редкие и не вполне изученные.

- Александр Петрович, не сочтите мой вопрос каверзным, но вам доводилось своими ушами слышать кошачьи речи?

- Представьте себе, да. Вы случайно попали в точку: информацию о говорящих птицах, дельфинах или обезьянах я добывал в научной литературе и периодике, а вот слова, произносимые кошкой, слышал сам.

Было это год назад в Баку. Я специально прилетел в гостеприимную семью Бабаевых и трое суток провел в их доме, даже не выходя на улицу, – дожидался, когда же их годовалая Мурка соизволит произнести хоть слово. Наконец, услышал. Но, к сожалению, только на азербайджанском, поэтому эффект для меня был не столь велик. Уезжая, я строго-настрого наказал Гюльчохре, Муркиной хозяйке: к следующему моему приезду непременно обучить кошку русским словам.

- А это реально?

- Животное говорит (если вообще к этому способно) на том языке, на котором с ним общается хозяин. Предыдущий кот Бабаевых по имени Мэси, к сожалению, умерший два года назад в солидном возрасте 26 лет, знал десятки слов – по-русски и по-азербайджански – и был героем множества газетных репортажей, телепередач и серьезных проверок со стороны научной общественности Азербайджана.

- Не много ли гениев для одной семьи?

- Да, это вопрос. Пока ученые точно не знают, только ли в феноменальной способности животного здесь дело или еще в исключительности хозяина. Когда Гюльчохра, в то время еще школьница, подобрала во дворе котенка, она буквально сутками не спускала его с рук. Бесконечно с ним разговаривала, он рос в любви, ласке, ощущал себя в доме всеобщим любимцем. Думаю, что только на таком фоне раскрылись его способности.

- В чем же, конкретно, они проявлялись?

- Мэси мог назвать себя по имени, умел говорить «спасибо» и «до свидания».

- Но, может, он, как попугай, умел повторять за хозяином ряд слов?

- Одно это, согласитесь, для животного уже невероятно. Но Мэси не раз доказывал, что он не просто повторяет слова, но использует их осмысленно, к месту.

К примеру, однажды кто-то из гостей похвалил: какая у вас красивая кошка. Мэси с достоинством возразил гортанным голосом: «Я не кошка, а кот!»

Зацепившись когтями за занавеску и услышав окрик «Сойди немедленно!», нахально заявил: «Не сойду!» Мэси отвечал на задаваемые вопросы по существу: «Сколько тебе лет?» – «Двенадцать», «Зачем приехали журналисты?» – «Они приехали из-за меня, писать в газету».

- Еще раз простите, Александр Петрович, но разве вы были свидетелем этих разговоров?

- Нет, не был. Но об этом в Баку столько писали и говорили, что выдумать все это невозможно. К тому же я встречался с собеседниками знаменитого кота, расспрашивал их и сопоставлял полученные сведения. Сейчас у меня две кассеты с записями разговорной речи Мэси на азербайджанском языке. Можете поверить мне как ученому: ни о выдумке, ни о преувеличениях здесь не может быть и речи.

Не допускаю мысли, что известный в Баку журналист Маххамед Ахмед Бахарлы стал бы подделывать аудиозапись своего разговора с Мэси. Да и вряд ли найдешь такого артиста, который сумел бы сложить специфически гортанные звуки в слова: «Я хороший мальчик». Надо видеть сохранившееся на десятилетие изумление Бахарлы, когда он передает поразившую его фразу кота, подошедшего к сидевшему на диване журналисту: «Вставай с моего места, с дивана!»

Не вижу оснований не доверять врачу-терапевту Тамилле Казымовой, спросившей домочадцев во время своего визита в дом Бабаевых: «Что у вас случилось?» и услышавшей от кота: «Дедушка болен». Ошарашенная женщина спросила: «А что надо делать?» «Уколы»,- вполне разумно ответил Мэси.

- Но не может ли во всем этом быть хитрого фокуса – некого подобия чревовещания хозяйки животного?

- Сотни актов чревовещания заслуживали бы внесения в книгу Гиннеса не меньше, чем говорение кота. Я полагаю, здесь может быть другой, тоже далекий от повседневности эффект – телепатическая связь между человеком и животным. Оно способно на расстоянии воспринимать мысленные распоряжения хозяина и точно их выполнять. Такую связь изучал зоопсихолог Н.Котик, ученик знаменитого психиатра академика В.Бехтерева.

- Ну, про людей-телепатов хотя бы много говорили и писали. А вот про котов-Мессингов…

- Тоже немало писали. Есть достоверные свидетельства Бехтерева об опытах дрессировщика Владимира Леонидовича Дурова. Хозяин отдавал мысленный приказ своей собаке Лорду, предварительно записав его на бумаге, - и пес в точности исполнял задуманное Дуровым. Ну, например, приносил из дальней комнаты левую туфлю хозяина. Или, в другом опыте, подбегал к Бехтереву и вытаскивал из нагрудного кармана носовой платок.

Да, конечно, я вовсе не исключаю, что кот Мэси мог воспринимать мысли самых близких ему людей, которые – вольно или невольно – их ему передавали телепатически. Если это и так, уже удивительно. Но еще более странно, что кот научился воплощать свои ответы в членораздельную речь. Вопрос – сам он или по наущению домочадцев формулировал ответ – все-таки вторичен. Главное, животное разговаривало, как человек.

- Кот Мэси, надо думать, побил все рекорды? Или известны еще другие невероятные случаи?

- Среди котов Мэси, несомненно, был личностью самой выдающейся. Но знаменитый слон Батыр из Карагандинского зоопарка мог бы составить ему конкуренцию. «Батыр хороший», «Батыр – молодец», «Напоите слона!» – разве могли бы вы спокойно услышать от слона такие фразы? Тем более, если учесть, что артикуляционный аппарат гиганта не приспособлен к произнесению губных согласных, поэтому Батыру приходилось засовывать кончик хобота в рот и придавливать его губами, чтобы люди могли понять слона.

- Доиграю малопочетную роль скептика: а есть ли уверенность, что эти невероятные подробности – не плод выдумки моих коллег, тем более из не очень крупного провинциального города, где повседневная жизнь не так богата примечательными событиями?

- Сомнение справедливое. Но журналисты только создали известность Батыру. А уж потом на него навалились ученые. Нет оснований не доверять директору зоопарка Н.И.Епифановскому, кандидату биологических наук, который не просто информировал о проделках Батыра, но также пытливо искал разгадку. В частности, ученый видел причину феномена в том, что четырехмесячного слоненка почему-то отказалась кормить мать, поэтому его прикармливали работники зоопарка, жалели, ласкали его, без конца с ним разговаривали, как с ребенком, сотни раз произносили слова, часть которых выдающийся слон мог запомнить.

- Говорящий слон – единичный случай в вашей коллекции?

- Совсем недавно, уже после выхода моей книги, пришло сообщение из Индии: там на лесоразработках есть слон, говорящий, естественно, уже не по-русски, а на бенгали.

- А кроме котов и слонов, какие звери отличаются красноречием?

- Собаки, при всем их несомненном интеллекте, в этом искусстве отнюдь не лидеры. Хотя в городе Тольятти афганская борзая Фарафоновых по кличке Мирей зовет хозяйку словом «ма-ма» и просит, есть, произнося «ам-ам».

В Токио показали по телевизору собаку, произносящую (естественно, по-японски) слово «мясо».

После выхода моей книги в региональной прессе сообщалось о говорящих собаках в Рязани и Пензе. Но выйти на следы хозяев этих животных мне пока не удалось.

Других громких успехов собак в овладении речью, кажется, не было. Но есть поразительные свидетельства того, что лучшие друзья человека способны мыслить. Столетие назад в Германии большую известность получила собака Рольф, овладевшая азбукой, составлявшая из букв слова и понимавшая их смысл.

Дочь известного писателя Томаса Манна Элизабет Манн-Боргезе обучила своего сеттера Арлекино писать под диктовку на специальной пишущей машине. Нижимая носом на клавиши, собака писала диктанты, но могла и нарушить правила игры, напечатав собственные мысли. Арлекино знал шестьдесят английских слов. Однажды сеттера спросили, куда бы он хотел пойти, и он напечатал «авто», так как обожал кататься на машине. А когда он увиливал от диктанта, все же подошел к машинке и в присутствии многих свидетелей напечатал: «Плохой, плохой пес». Ну, разве юмор – не свидетельство высокого интеллекта?

- Меня почему-то проявления юмора у животных не так удивляют, как общение с помощью речи. Может, потому что я не раз видел, как хохмил наш Кысячок, - кидался на подоконник, делая вид, что охотится за сидящими по ту сторону стекла голубями, а потом лукаво посматривал на нас, точно выясняя: «Ну как, оценили?»

- А представьте, шутки шутит мелкая пташка – ручной попугай. Трактирщик, обслуживая клиентов, требовавших вина, приговаривал: «Не все сразу, господа! По очереди, пожалуйста!» Попугай фразу запомнил и не раз повторял, веселя клиентов. А однажды вылетел на улицу, и когда вороны принялись его клевать, деловито вмешался: «Не все сразу, господа! По очереди, пожалуйста!»

- Вы всерьез используете понятие «интеллект» по отношению к «братьям меньшим»?

- Так ведь не только я. Американец В.Пэккард издал книгу под названием «Коэффициент умственного развития животных». В ней, кстати, сообщается, что индекс IQ, вполне, надо сказать, объективно оценивающий интеллектуальные способности личности, у знаменитой годовалой обезьяны Коко, обучавшейся читать и считать, составил 85 – 95 баллов, что соответствует уровню двухлетнего ребенка.

Измерял ли кто-нибудь интеллект птиц, не знаю, но думаю, что попугайчик Франтик, воспитанный жительницей Луганска А.Трубачевой, мог бы посостязаться с обезьянами и собаками. Его словарный запас составляет 600 – 700 слов – не меньше, чем у ребенка двух с половиной лет. А главное – как использует птичка этот запас.

Вечером, отправляясь ко сну, обращается к хозяйке: «Я спать хочу. Пойдем с тобой спать». Утром, проснувшись: «Летать, летать хочу». Когда хозяйка выходит из комнаты, Франтик спрашивает ее: «Пошла?» – «Пошла», - отвечает женщина. На что попугай реагирует: «Ну и катись». На ласковый лепет хозяйки «Ты моя лапонька, та моя цыпка золотая» Франтик может язвительно ответить: «Все мелешь и мелешь своим языком».

Может, он и повторяет дословно некоторые фразы хозяйки, но уместность их применения, конечно же, заставляет признать интеллект птицы.

А вот какой – я бы сказал: «Анекдот» – если б не совершенно правдивый факт, имевший место в цирке города Новочеркасска. Известная дрессировщица, представив публике говорящего попугая, обращается к нему: «Попочка, поприветствуй, пожалуйста, зрителей!» Птица встрепенулась и послушным голосом отличника заученно произносит: «Здравствуйте, дорогие товарищи зрители!» Публика довольна, благодарно аплодирует. И вдруг попугай, нахохлившись, громко крякает и грубым, пропитым голосом добавляет: «Ух, … вашу мать!» Обескураженный вид дрессировщицы исключает возможность программной шутки. Да и что за шутка в советские времена с матерным словом! За такие шутки тогда можно было и ответить по статье 131, часть вторая УК РСФСР «Умышленное оскорбление, нанесенное в неприличной форме» – а это как минимум десять месячных зарплат.

Но сам факт хамской шутки со стороны птицы свидетельствует не столько, полагаю, о плохом воспитании, сколько об интеллекте.

- Все эти эпизоды объединяет, как я понимаю, непреднамеренность произнесенных птицами слов. Тогда, выходит, выражение «Повторяешь, как попугай» не совсем справедливо по отношению к этим умным птицам?

- Просто вопиюще несправедливо. Птица может импровизировать, используя заученные слова. Так, питомец москвича Г.Стопани попугайчик Кеша однажды отреагировал на самочку, агрессивную и задиристую, подсаженную к нему в клетку: «Когда заберут эту заразу?» Ну, согласитесь, «сговор» такого рода между хозяином и птицей исключен. А тогда мы должны признать за ней разумное мышление и способность адекватной речевой реакции.

Еще один пример из коллекции уважаемых биолингвистов - профессора, доктора биологических наук Валерия Дмитриевича Ильичева и доктора биологических наук Ольги Леонидовны Силаевой (выдумки и натяжки, таким образом, исключены). Попугай Саша во время телефонного разговора своей хозяйки Н.Акованцевой – речь шла о токсикомании – вдруг вставил реплику: «Будешь нюхать – подохнешь!» Наверняка попугай раньше слышал эти слова. Но, употребив их к месту, он доказал, что понимает смысл телефонного разговора.

- Александр Петрович, помимо превосходных шуток – тем более замечательных, что они не выдуманы, - в вашей книге, как я понимаю, содержится ответ на сакраментальный вопрос, давший в свое время название популярному документальному фильму, «Думают ли животные?» Ответ, понятно, положительный. Но не вынуждает ли он вновь обратиться к проблеме происхождения homo sapiens? В последнее время дарвинизм заклевали. Но если зверье столь интеллектуально, может, в самом деле, мы имеем с обезьянами общую родословную?

- Вопрос этот отнюдь не простой, и ответ на него далеко не очевиден. Сообщу вам о результатах последних исследований ученых медицинского колледжа Маунт Синай (штат Нью-Йорк, США), проведенных под руководством Патрика Гэннона. В головном мозгу шимпанзе найдена структура, связанная со способностью понимать речь и соотносить смысл слов с понятиями и образами. Расположена она, как, между прочим, и у нас с вами, в левом полушарии. В обезьяньем мозгу, делают вывод исследователи, имеется участок, практически неотличимый от аналогичного - у человека, и этот участок заведует речью.

- Но при всем сходстве приматов и человека различия, насколько я знаю, непреодолимы для обезьян. Не зря ведь на Земле не встречается человекообразных обезьян, сделавших эволюционный шаг по направлению к нам.

- А может, всего лишь наша гордыня диктует нам это мнимое превосходство.

Расскажу вам о сенсационной находке. В штате Техас ученые исследуют уникального человека-обезьяну по имени Оливер. Он ходит на двух ногах, внешне похож на шимпанзе, но голова и лицо лишены растительности. Это существо нашли в Конго в 1970 году. Антрополог Уэлли Свэтт, многие годы наблюдающий Оливера, считает, что это представитель расы человекообразных обезьян – таких же, кстати, как обнаруженные недавно в Камеруне. В клетках крови этих существ 47 хромосом – на одну больше, чем у человека, и на одну меньше, чем у шимпанзе.

- Так это искомый «промежуток» между нами и обезьянами?

- Не исключено. Нельзя также отвергать возможность скрещивания между человеком и обезьяной, хотя до сих пор она отвергается наукой. Но слишком уж часты в лесах северной Индии случаи похищения орангутангами и гориллами красивых девушек и женщин. Если там тоже обнаружатся существа, подобные Оливеру, наверное, придется запрет на межвидовое скрещивание пересмотреть.

Мир, как вы знаете, вступает в эпоху Водолея. Это время общения животных на языке человека.

 


Источник

CURRENT MOON
Марина Лондон на сервере Проза.ру

"ТОВАР", КОТОРЫЙ Я МОГУ ПРЕДЛОЖИТЬ

Choose Your Language

КОНТАКТЫ

Адрес: Bruttelen, Switzerland

Skype: m126smlaks (при запросе на добавление контакта дайте ссылку на этот сайт)

Электронная почта: marinalondon126@gmail.com

Seo анализ сайта
LightRay
LightRay
Рейтинг@Mail.ru
free counters
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Молитва undefined (часовня)
Protected by Copyscape Plagiarism Scanner

© Владелец сайта MARINA LONDON